Педагоги работают над формированием читательской грамотности

Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, обогащает внутренний мир человека. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать информацию и успешно использовать её на практике.

Большую роль в формировании умений работать с информацией в нашей практике играет проектная деятельность, которая осуществляется в урочное и внеурочное время. Работа с проектом осуществляется системно, начиная с 5 класса. За последние 3 года наши учащиеся ежегодно становятся победителями и призерами районной научно-практической конференции школьников «EXCELSIOR», всероссийской научной конференции школьников «Творчество и интеллект», конференции студентов и школьников имени М.В.Ломоносова, всероссийского конкурса исследовательских работ «Сириус», международного инновационного проекта «Моя Отчизна» (Куделина М., Жукова А., Мишина К., Сафьянова Е., Солдатова А..)

И, конечно, трудно переоценить роль индивидуальной работы с учащимися при подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам разного уровня. Это такие формы организации внеурочной деятельности, как поэтические конкурсы, читательские конференции, литературные игры и викторины, инсценировки литературных произведений, в том числе в рамках инновационной деятельности, библиотечные уроки.

Одним из составляющих условий формирования читательской грамотности является также участие в различных конкурсах чтецов, сочинений. Наши учителя  русского языка и литературы Васюткина В.М., Шаймина Г.И. Агеева Н.А. в тесном сотрудничестве  с библиотекарем школы Еслюковой Л.И.подготовили победителей Всероссийского конкурса ораторского мастерства «Мой русский язык», видеоконкурса чтецов, посвященного 75-летию Победы в В.О.в. «Помнит сердце, не забудет никогда»,  также видеоконкурсов «Мой Есенин», «Звучащее слово», «Живая классика», «Литературное творчество. Пишем эссе», «Читаем Некрасова», «Хлеб – наше богатство», конкурсов сочинений «Без срока давности», «Крепка казна – сильна страна», «Этот день приближали они как могли…», конкурса буктрейлеров «Читаем А.С.Пушкина», «Читаем А.Барто» и  т.д. (Куделина М., Мишина Кс., Мишина К., Румянцева А., Солдатова А., Кошкина К., Николаева М., Бабаев Д., Кошкин Д, Головина Я., Цыганова С)

Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности.  Как говорил Луций Сенека, «если нет дальнейшего роста, близок закат». В наш информационный век учителю необходимо держать руку на пульсе, понимать свои педагогические возможности, постоянно повышать свой профессионализм и личные качества, знать различные инструменты и использовать их  в практике.

Участие в конкурсах влияет на становление педагога как саморазвивающейся творческой личности. Наши педагоги -ежегодные победители и призёры профессиональных конкурсов: «Лучшие уроки русского языка», «Методические разработки», «Современный урок ХХI века», «Творческий учитель», «Методическая копилка» и т.д. Традиционным стало участие в методических фестивалях «Современные уроки русского языка и литературы».

Приучать ребят работать с разными источниками информации значительно помогают межпредметные связи, внеклассные мероприятия, проводимые в тесном сотрудничестве со школьной и районной библиотеками.

Проведение нестандартных уроков литературы, читательских праздников, литературных гостиных, в читательских конференциях и  проектах под руководством учителей русского языка и литературы и библиотекаря Еслюковой Л.И. способствует развитию  у ребят  читательского интереса, побуждает к чтению. Такая система работы несомненно приносит свои результаты в формировании грамотного читателя, развивает у многих ребят интерес к книге, потребность   ежедневного общения не с планшетом или телефоном, а  с книгой, помогает в воспитании  и становлении личности,  обеспечивает условия  её  дальнейшего  роста и развития.