Проблема формирования читательской компетентности сегодня
актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью,
обогащает внутренний мир человека. Поэтому одна из главных задач современной
школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к
чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного
отбирать, понимать информацию и успешно использовать её на практике.
Большую роль в формировании умений работать с информацией в нашей
практике играет проектная деятельность, которая осуществляется в урочное и
внеурочное время. Работа с проектом осуществляется системно, начиная с 5
класса. За последние 3 года наши учащиеся ежегодно становятся победителями и
призерами районной научно-практической конференции школьников «EXCELSIOR»,
всероссийской научной конференции школьников «Творчество и интеллект», конференции
студентов и школьников имени М.В.Ломоносова, всероссийского конкурса исследовательских
работ «Сириус», международного инновационного проекта «Моя Отчизна» (Куделина
М., Жукова А., Мишина К., Сафьянова Е., Солдатова А..)
И, конечно, трудно переоценить роль индивидуальной работы с
учащимися при подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам разного уровня.
Это такие формы организации внеурочной деятельности, как поэтические конкурсы,
читательские конференции, литературные игры и викторины, инсценировки
литературных произведений, в том числе в рамках инновационной деятельности,
библиотечные уроки.
Одним из составляющих условий формирования читательской
грамотности является также участие в различных конкурсах чтецов, сочинений.
Наши учителя русского языка и литературы
Васюткина В.М., Шаймина Г.И. Агеева Н.А. в тесном сотрудничестве с библиотекарем школы Еслюковой Л.И.подготовили
победителей Всероссийского конкурса ораторского мастерства «Мой русский язык», видеоконкурса
чтецов, посвященного 75-летию Победы в В.О.в. «Помнит сердце, не забудет
никогда», также видеоконкурсов «Мой
Есенин», «Звучащее слово», «Живая классика», «Литературное творчество. Пишем
эссе», «Читаем Некрасова», «Хлеб – наше богатство», конкурсов сочинений «Без
срока давности», «Крепка казна – сильна страна», «Этот день приближали они как
могли…», конкурса буктрейлеров «Читаем А.С.Пушкина», «Читаем А.Барто» и т.д. (Куделина М., Мишина Кс., Мишина К.,
Румянцева А., Солдатова А., Кошкина К., Николаева М., Бабаев Д., Кошкин Д,
Головина Я., Цыганова С)
Сегодня обществу нужен педагог нового поколения –
компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства,
человеколюбия, порядочности, гражданственности.
Как говорил Луций Сенека, «если нет дальнейшего роста, близок закат». В
наш информационный век учителю необходимо держать руку на пульсе, понимать свои
педагогические возможности, постоянно повышать свой профессионализм и личные
качества, знать различные инструменты и использовать их в практике.
Участие в конкурсах влияет на становление педагога как
саморазвивающейся творческой личности. Наши педагоги -ежегодные победители и
призёры профессиональных конкурсов: «Лучшие уроки русского языка»,
«Методические разработки», «Современный урок ХХI века», «Творческий учитель»,
«Методическая копилка» и т.д. Традиционным стало участие в методических
фестивалях «Современные уроки русского языка и литературы».
Приучать ребят работать с разными источниками информации
значительно помогают межпредметные связи, внеклассные мероприятия, проводимые в
тесном сотрудничестве со школьной и районной библиотеками.
Проведение нестандартных уроков литературы, читательских
праздников, литературных гостиных, в читательских конференциях и проектах под руководством учителей русского
языка и литературы и библиотекаря Еслюковой Л.И. способствует развитию у
ребят читательского интереса, побуждает к чтению. Такая система работы
несомненно приносит свои результаты в формировании грамотного
читателя, развивает у многих ребят интерес к книге,
потребность ежедневного общения не с планшетом или телефоном, а
с книгой, помогает в воспитании и становлении
личности, обеспечивает условия её дальнейшего
роста и развития.